К ПОИСКУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ РОССИИ
Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?
Мк.9:19
…идея нации есть не то,
что она сама думает о себе во времени,
но то, что Бог думает о ней в вечности.
Вл. Соловьев
Страна умирает. Умирает пока не от голода, умирает морально, умирает нравственно – метафизически. Умирает, теряя желание и способность сопротивляться: народ – в нравственной и интеллектуальной коме. Нынешнее СМИ – проглатываем, наркоманию и безпризорных детей – проглатываем, ювенальную юстицию и ЕГЭ – проглатываем, ВТО с потерей суверенитета страны и отсутствие хоть одного крупного частного предприятия в отечественной юрисдикции (а государственные тают на глазах) – проглатываем, государство, которое ведет нас не туда, куда зовет, – проглатываем… Умираем – и не замечаем этого, не желаем этого знать: едим, пьем и веселимся, женимся и выходим замуж.
Мы, как народ, немало вели войн, клали живот свой за себя и за братушек своих. И нынешняя война: может быть, самая коварная, проникшая не только в пределы Отчества и стремящаяся разделить его на многие части, но и достигшая границ семьи и посеявшая тлетворные зерна парадигмы потребительства в наши сердца. И вот: отступать дальше некуда. Но враг не знает нашу удивительную черту, «русскую Дорогу»: «когда мы отступаем, это мы вперед идем». Поскольку наша война, в самой ее сердцевине, – война за ЧЕЛОВЕКА, за Искру Божию в нем, которую ничем и никем не вытравить. И поэтому, на глубине, это война – не против противостоящих нам государств и не против ослепленных наших соотечественников. Эта война не – «против», а – «за».
Так что Бог думает о нас? Если именно так ставить вопрос: «Что Бог думает о России в вечности?», тогда обнаруживается следующее. Идея (здесь – России, ее национальная Идея) – это то, что и предшествует России, это и ее маяк, и ее главный парус и ветер, наполняющий этот парус. Идея – это нечто, заложенное даже не на генетическом уровне, а то, что предшествует и этому уровню. Что «думает» Бог, Ему самому, конечно, известно. А вот что это для нас?
А для нас – это внутренняя жажда, важнейший момент смысла нашего бытия, нашего «есть». Это то, над чем все время думается (поскольку это становится личной проблемой), на чем, сквозь суету, сосредоточено внимание, – мы же сыны своего Отчества…
Если чуть внимательней читать Евангелие, то обнаруживается, в частности, следующее. Люди Евангельского времени (совершенно вне зависимости от своего общественного статуса и в достаточно большой своей части) ждали Мессию, знали о Нем из доступной им дальней истории, они жили в глубинном ожидании… Поэтому, когда Он пришел и Сам выбирал их (Ин.15:16 Не вы Меня избрали, а Я вас), они, вместе с тем, говорили: «мы нашли» (напр.: Ин.1:45), и многочисленные люди (почти мгновенно, как будто они ничем другим и не жили) откликались на свидетельства тех, кого Он встречал Сам (напр.: Ин.4 – встреча с Самарянкой и самарянами).
Россия некогда искала и… обрела Евангельскую весть. Поэтому Идея России – это То, Что ищется на глубине и, при определенных условиях, встречается: это То, Что люди узна`ют сами и от этого загорится их сердце, это То, от Чего они без понуждения изменят свою жизнь. – Это! Идея России, ее отнесенность к Богу.
А пока в процессе поиска мы вот что нашли:
Святая Русь — подножие Пресвятой Троицы.
Россия — сакральный земной форпост Царства Небесного.
Русская Идея — Идея Бога о Творении-Идея Бога о Человеке.
Что это значит? Это значит, что Россия призвана Богом явить на Земле, в доступной – для нынешней конфигурации бытия – степени, Жизнь другого Эона, как осуществление иного цивилизационного проекта, принципиально альтернативного «обществу потребления и деградации». Новым цивилизационным устройством Россия призвана явить, хотя бы – отчасти, образ Мiроустройства, каким он был задуман Богом. Вся общественная система должна быть выстроена под базовую, эсхатологическую цивилизационную парадигму: созидание в сердце человека Небесного Царства, конечной целью познавательно-практической деятельности которого являлось бы целостное познание Истины: в Боге, Его Творении, ближнем своем и себе. Наступает время, когда мы можем вместить большее (Ин.16:12) и через личное преображение благодатью Божией преобразить весь Мiр…
Это – главное. И – в идеале, в пределе. Но с кого-то и с чего-то это все начинается, продолжается и поддерживается.
Авторы данных строк исходят из того, что «если не я, то кто же?» и «сердце загорается от сердца». (И наши сердца имели источник возгорания.) Мы исходим из принципа целостной самоорганизации, с ее метафизическим трансцендентным Источником, имя Ему – Бог. (Самоорганизация понимается примерно по следующей аналогии: есть водоворот, в его центре и близ него направление и интенсивность движения одни, где-то дальше от центра и на периферии – другие, но водоворот один, и все ему подчинено. Здесь «свой» узнает «своего», по крайней мере – близ «плывущего» и его дополняющего. – И водоворот становится более мощным, а вовлекаемая вода теряет черты спокойного состояния.) В данном самоорганизующем процессе наш главный тезис о нашей Родине и (в этой связи) представляемый анонс нашей концепции занимает определенное место, какое именно – покажет «бой».
Укажем характеристические моменты нашей концепции.
Мы исходим из того, что решение ряда принципиальных конкретных проблем и задач в текущее время непосредственно связано с уяснением глубоких метафизически предельных «проклятых» вопросов, их фундаментальной религиозно-философки-научной проработкой, целостным осмыслением и уяснением.
В этой связи и со своей стороны мы представляем здесь принципиальные логические итоги познания и всесторонних исследований свойств целостности окружающего Мiра, в связи с концепцией Тринитаризма. Здесь признано, что «целое» («целостность») является атрибутивным, первейшим, наравне с Ипостасью, признаком Мiра-Творения. Представляется модель Целого, в которой зафиксированы его определение и основные характеристики. В этой связи констатируется и выстраивается единая интеллектуальная ткань (предельно возможного, в логических категориях) понимания Бога и Творения и фиксируется логический же образ, с одной стороны, структурного подобия и, с другой, – действительного единства и действительного различия Мiра и Пресвятой Троицы, в Ее православном понимании. Суть этого образа в том, что мы – родные Богу и что Владыка пошел на предельную для Себя жертву, и когда творил нас, и когда потом спасал нас. И мы призваны ответить Ему тем же: самих себя и друг друга и весь Мiр принести к Нему.
В данном контексте (ибо через видимое постигается невидимое, а знание невидимого задает правильное понимание видимого):
– излагаются главные моменты точного понимания Пресвятой Троицы, как Троичной Ипостаси;
– признано необходимым различить Сына, Который внутри Троицы, и Логос, как Того, Кто был Началом, Начинателем и в начале, через Кого и Кем Мiр начал быть и есть;
– фиксируется структура Логоса, как ипостасированная предвечная «Идея» Бога о Себе и Богочеловеке и как сущностный каркас Творения, и представляется модель первых шагов Мiроздания;
– представляется модель Целого – его определение, основные характеристики и граниченные условия применимости этой модели, – как предельное конкретное обобщение свойств реального конкретного объекта Мiра и как последующая логическая «декомпозиция» «структур» Творца и Логоса;
– на предельном категориальном уровне рассматривается место человека в Мiроздании, как становящегося образа Логоса, а в пределе – малого логоса, творящего новые мiры;
– представляются основания естественной и естественнонаучной модели Мiроздания, принадлежащей нынешней конфигурации бытия и являющейся преходящим моментом в бытийном познавательно-назывательном атрибуте человека.
Это – наш теоретический вклад в общее Дело. Теперь – дело за взаимосогласованием близлежащих теоретических оснований и дело – за конкретным практическим Делом, за взаимной взысканностью теории и дела. Дело – за «тонким дуновением ветра», которое разбудит самосознание русского народа и откроет в нем пассионарную энергию, – дело за нашим откликом на это дуновение.
В этой связи мы утверждаем: для возрождения нашего Отчества почти все готово. Есть Церковь (пусть больная человеческими немощами, но Она есть), как душа НАРОДА, есть предельно возможная Идея нашего Отечества (о которой можно и нужно дискутировать), есть проект новой Конституции (как хорошая заготовка для совместного творчества по детальной декомпозиции высших идеалов), есть начаток гражданского национального и политического консолидированного движения (как практическое единение людей, движимых одной целью), есть не доступные другому мiру достижения в науке, философии и богословии, где предпринята попытка внутренне соединить науку о природе и человеке и науку о Боге (эти достижения готовы к проверке на адекватность реальности и готовы стать практической силой), есть прорывные методологии и технологии… есть НАРОД, жаждущий жить по правде и справедливости (и от того, что в реальности – не так, умирающий), НАРОД освободитель, строитель, нестяжатель – жертвователь, готовый положить душу свою за други своя – за братушек своих. Но нет единства и организующего центра в этом народе, жизнь в нем угасает, смысловые поля деградируют, нет согласованности и взаимных уступок и обогащения между теми, кто болеет душой за НАРОД…
«Пусть же наша страна БУДЕТ и будет ВСЕГДА!» Она пригреет и в ней хватит места и мусульманину, и иудею, и буддисту, и эллину, если… русскому народу, как держателю и собирателю, будет хорошо, если он возжаждет Веры и Жизни своих предков, далеких и близких, если он не будет предателем Святой Руси. Если с нами Бог, кто против нас?
Время «и один в поле воин» прошло, вместе мы – победим! Да поможет нам Бог!
PS Отдельные части могут объединиться в систему, когда между ними есть что-то общее, принадлежащее им всем и захватывающее их «одним движением». Здесь части приобретают новые свойства и могут решить проблемы, не доступные им по отдельности.
Для людей это может быть одна страна или одно гражданское движение. А для, скажем, формирования некоего общего методологического принципа между «Богом Любовью» и «Богом Творцом» выбирается второй, исходя из тех представлений, что «Бог Любовь», например, для буддиста не имеет смысла.
Подобное объединение очень сильно зависит от конкретной ситуации: возникшая проблема решается и общая объединяющая основа растворяется – каждый снова возвращается к себе, хотя и несколько обогащенным. На философском языке это объединяющая основа называется абстрактно-общее.
Но есть иной принцип единения, на философском языке – конкретно-всеобщее. Это когда «отдельные» части сцепляются в единое и нераздельное целое, по двум причинам: они и до этого были лишь относительно «отдельными», но, главное, это единящее начало, само будучи нечто особым, является их бытийным источником и побудителем их кардинальной метаморфозы, в которой «отдельные части» превращаются во взаимопредполагаемые и взаимообусловленные моменты целого.
Поэтому мы безбоязненно и с Верой предлагаем открывшуюся и найденную нами Идею (может быть — только ее момент). Хотя внешним и видимым образом она выглядит весьма ограниченной, не входящей в сферу интересов многих и многих. Но мы идем узким путем. А малая закваска квасит все тесто.
Уведомление: КАКАЯ «ИСТОРИЯ» МОЖЕТ СТАТЬ ИСТОРИЕЙ | Блог Костюченко Сергея
Уведомление: ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ. | Блог Костюченко Сергея
Смотри запись: http://vasilenko.trinitas.pro/2012/08/03/trin/.
а потом эту: О модерации
В записи появилась вторая часть и она «перехала» на новый адрес http://vasilenko.trinitas.pro/2012/08/06/trin/.
Название сохранилось: «Тринитаризм – это вам не Бурбаки«.
Мы пытаемся как-то разделить, не противопоставляя, понятия российской и русской идеи. Авторы, на наш взгляд, здесь немного «плавают», а может и специально. Это видно и по меткам (см. внизу под звёздочками), где всё-таки наличествует «Русская Идея», а не российская, как озвучено в теме-заголовке.
Уведомление: Тринитаризм – это вам не Бурбаки | Блог Сергея Василенко
Арсений Гулыга Русская идея как постсовременная проблема
«…русская идея – это предчувствие общей беды и мысль о всеобщем спасении…»
…
Простите меня, Арсений, – я плохо думал о Вас…
То, что здесь изложено, мне симпатично. Но сегодня увидел здесь некую ограниченность.
Чтобы раскрыть ее, возьму в помощники модель Целого. На втором, Ideell этапе своего становления содержание будущего Целого развивается в уродливых, дисгармоничных и разорванных формах, которые – не только просто противостоят, а и исключают друг друга. Но наступает момент, когда они невольно испытывают влияния друг друга и взаимопритяжение, а через – некоторое время претерпевают безвозвратную внутреннюю метаморфозу, что является предвестником их единения, как последнего подэтапа дисгармоничной ступени становления будущего Целого.
Понятно, что это – модель. Реальность богаче и глубже. Но некоторые реперные точки все же она может обозначить. Достаточно условно, но как-то и правдоподобно: у каждого народа есть и тело, и душа, и дух. В нашем Отчестве каким-то образом пересеклись все «торговые пути» Человечества. Мы никак не найдем себя, «циклически» пробуем жить и так, и сяк и… никак не получается ничего путного. С семнадцатого года попробовали жить душой и телом, без духа – не получилось. Последние двадцать лет пробуем телом и духом, а народ умирает. Но и возврат к истокам, как пишется здесь, «к Вере и Жизни предков», это только – часть Правды, сопутствующий момент. Должна быть устремленность горе, ввысь, через гармонизацию отношений всех трех моментов единого тела, тела, души и духа. И это – предвестник последней метаморфозы, рождения Целого на своей собственной основе, в адекватных себе форме и содержании.