Продолжение, 5-я итерация (см. предыдущий Пост)
Часть I.
Главные моменты точного понимания Пресвятой Троицы
Необходимо логически различить два аспекта Пресвятой Троицы:
1. состояние самое по себе, как бы без относительно к Творению, – что об этом вообще можно и нужно сказать, с точки зрения нынешнего бытия и его видения;
2. состояние в отношении к Творению и участие в Творении.
В данной части статьи рассмотрим первый аспект.
Первоначально зафиксируем следующее: Пресвятая Троица самое по себе – это только собственные, исключительно взаимообусловленные отношения неслиянных и совершенно простых, уникальных Ипостасей (Лиц) Отца, Сына и Святого Духа: Отец – Источник Сына и Святого Духа, Сын и Святой Дух (совместно) – это Возвратная Реальность Отца (Устремленная к Нему); Отец – это Тот, Кто рождает Сына и изводит Святого Духа: Отец-рождающий-изводящий; Сын – это Реальность Отца, Тот, Кто рождается от Отца и содержит Святого Духа: Сын-рождающийся-содержащий; Святой Дух – это Возвратность Отца, Тот, Кто исходит от Отца и содержится в Сыне: Дух-исходящий-содержащийся, а содержащийся – возвращает Сына к Отцу. А Отец – принимает в себя возвращающихся Сына и Святого Духа.
Никакие другие характеристики Пресвятой Троицы, как то Божественные Сущность или Энергия, например, здесь не рассматриваются (их тут как бы и нет совсем), поскольку они имеют место только по отношении к Мiру (Творению).
Конечно, «Пресвятая Троица самое по себе» (в буквальном смысле этого выражения) – это некоторая некорректность, условность, но условность совершенно уникального характера: это – место предельной достоверности познавательно-бытийной деятельности человека в Мiре и внутри себя. Т.е. «Пресвятая Троица самое по себе» – это все равно по отношению к Мiру, в лице человека (его нынешних бытийных возможностей).
«Отец», «Сын», «Святой Дух» – это имена, но в отношении к Пресвятой Троице – это, так сказать, местоприсутственные (бытийные) имена-символы, непосредственно связанные с той реальностью, которую они представляют: они являют эту реальность. Они – исключительно опытные имена.
.
(Символ, в общем случае, есть локальное образование реальности, которое представляет реальность не-локальных и трансцендентных моментов бытия.)
.
Эти местоприсутственные имена-символы образуют исключительно сложную и, можно сказать, нереальную, предельно парадоксальную «систему отношений», в которой, вместе с тем, так до конца и не все сказано, а если – сказано, то – не так…
Однако, эту «систему отношений» можно рассматривать с точки зрения логики и, соответственно, ретроспективно развернуть ее в некоторую модель (наверное, больше имеющую отношение к возможностям самого человека, чем к самой реальности), к тому же – в образах и понятиях, оттеняющих сильную антропоморфность имен «Отец», «Сын», «Святой Дух» (хотя, конечно, и эти упомянутые образы и понятия также антропоморфны, а другого, впрочем, то и нет…).
.
Рассмотрим эту модель: «Развертывание Абсолюта». (Что удивительно, эта модель, на наш взгляд, имеет пересечение с предельными аскетическими опытами бытийного созерцания.)
Она имеет иерархически последовательно развертываемую структуру.
.
0. Абсолют нулевого порядка: просто – Молчание.
Этот тот случай, то место, по отношению к которому любое слово неуместно, вернее – не имеет места. И Молчание здесь – от полноты, вернее – от превышения полноты.
1. Абсолют первого порядка: Праипостась.
1.1 «Абсолют абсолютной мощности«, о котором ничего помыслить или сказать нельзя.
Абсолют 1.1 порядка очень близок и похож на Абсолют нулевого порядка: хотя его и можно уже как-то положительно обозначить: «Абсолют абсолютной мощности», но это ровным счетом ничего не проясняет.
Значком его можно обозначить (единственно – в качестве попытки визуализации, поскольку – пространства нет… – ничего вообще нет) черной точкой (хотя, на самом деле, она – «белая», но и это также условность):
1.2 Полный Троичный Метаморфоз: Единый – взаимообусловленное полное согласованное взаимопревращение Трех, о которых ничего помыслить или сказать нельзя (полная динамическая неопределенность, без фиксации).
Абсолют 1.2 порядка есть троякая опосредуемая сопричастность, а по соотношению к Абсолюту 1.1 – три ориентируемая точка.
Значком его можно обозначить (единственно – в качестве попытки визуализации) следующим образом (это то, что, так сказать, – внутри точки, ее структуризация):
белая область в центре есть образ первоначальной «белой» черной точки; из нее выходят три цвета: красный, зеленый, синий; насыщенность этих цветов по радиусу сначала растет от «0″ до «255″, как образ роста определенности, а затем сразу спадает снова к «0″, к черной точке «белого» цвета (поскольку белое – наложение красного, зеленого и синего насыщенности «255″, когда же насыщенность «0″ – черное), область насыщенности «255″ – окружность точечной толщины; три области сопряжения цветов между собой есть области переходов от одного цвета к другому: красный-зеленый, зеленый-синий, синий-красный; белый цвет внутри – это образ источника трех цветов (он как бы – и не-цвет), белый цвет снаружи, наоборот – образ слияния трех цветов; но «внутри» и «снаружи» – это, все же, одна и та же точка.
Следующий шаг – повышение уровня определенности «каждого из троих», что визуально можно обозначить как расширение по радиусу (от просто окружности точечной толщины) области насыщенности цветов уровня «255″, что и есть
.
1.3 Полный Троичный Метаморфоз со статической неопределенностью: полная динамическая неопределенность дополняется здесь некоей статической компонентой, статической неопределенностью:
три цвета – определённы; черная точка становится действительно белой: ибо имеет место «последовательность» по радиусу: «белый цвет – три насыщенных цвета – белый цвет» (область перехода между белым и цветным минимальна); красный, зеленый, синий по-прежнему перетекают друг в друга, – все это лишь в порядке попытки визуализации:
Абсолют 1.3 порядка есть троякая сопричастность (через белый цвет), явно дополненная непосредственной самосогласованной взаимосвязью каждого цвета с двумя другими, дополняющими его: красный предполагает и переходит одномоментно в зеленый и синий (от «255″ красного в –»255″ синего и зеленого), зеленый – в красный и синий, синий – в красный и зеленый, – троякая мерцающая сопричастность.
.
Предельный вариант Абсолюта 1.3 есть полное заполнение «точечной области» цветом насыщенностью «255″, превращение белых внутренней и наружной точек в одну единую точку, что возможно, когда эта визуальная модель превращается в тор, с внутренним нулевым, как выколотой особой точкой, радиусом.
Но трехцветный тор с выколотой белой особой точкой неполон и избыточен: взаимообусловленность трех опосредуется четвертым, белым (последующее состояние – предыдущим); взаимосвязь трех (области сопряжения цветов) – парная и отлична от самих взаимосвязывающихся; к тому же, три дополняющие цвета «функционально» никак не отличаются друг от друга и их пары подобны друг другу (тор же получается мерцающе-неоднородным по цвету).
Эта коллизия разрешается взаимосогласованным невозвратным выбором трех: кто есть кто (кто будет кем). В результате получается сложное образование, одномоментно состоящее из двух моментов: первый момент – Абсолют второго порядка, но совместно со вторым моментом они сразу же образуют Абсолют третьего (и последнего) порядка. Рассмотрим это образование, тем не менее, несмотря на это «сразу же», последовательно.
.
2. Абсолют второго порядка: Троичный Метаморфоз – исключительно взаимообусловленное полное возвратное взаимопревращение Трех разных Ипостасей – Пресвятая Троица самое по себе.
.
(Ипостась, в общем случае: невозвратно-однозначно идентифицируемый уникальный момент Метаморфоза, здесь – Троичного Метаморфоза, Пресвятой Троицы.)
.
Итак, визуальная модель – это тор (повторимся), с внутренним нулевым, как выколотой особой точкой, радиусом (представлен вертикальный разрез по центру тора):
– три разных цвета Абсолюта 1.3 превратились в три разные момента одной «фигуры» (тора): один цвет – в особую, выколотую точку, второй и третий (совместно) – в тело одноцветного тора, весь повсеместный объем которого выводит из себя данная точка, а он «тут же и здесь же»(изображено взаимопротивоположными стрелками) в нее возвращается (внутренние окружности по диаметру стремятся к нулю, а внешние – к бесконечности (показаны оборванными линиями)), т.е. тор – это устремленно-возвратная среда (среда – это то, во что превратился второй цвет, устремленность возвратная – третий); различие радиусов тора, да и сам радиус, как таковой, не имеет для реального объекта, описываемого данной визуальной моделью, никакого смысла;
– взаимообусловленность трех – троичная, ничем не опосредуется (опосредования просто нет); взаимосвязь трех не отличается них самих же;
– выколотая, особая точка имеет место только в среде; эта точка есть Источник данной Устремленно-Возвратной Среды.
Имеют место три Ипостаси: Источник (Отец), Среда (Сын), Устремленность Возвратная (Святой Дух).
Парность Абсолюта 1.3 преобразуется в одномоментное дополнение Абсолюта 2 , в результате имеет место
.
3. Абсолют третьего порядка: Логос.
Избыточность 1.3 преобразуется в уже о-граниченную определенность «черного» (одноцветного тора с белой выколотой точкой), окруженного вторым, внешним тором (прамiрной инаковостью) с ненулевым внутренним радиусом.
(То, что Абсолюты второго и третьего порядков одномоментны, – симптоматично, в том смысле, что – это отправная точка для человеческой познающей (бытийной прежде всего, а потом и понятийно-теоретической) способности. И что все развертывание Абсолютов (как бы их становление) есть необходимый момент именно данной познающей способности, тем не менее, отчасти принадлежащей и Реальности, в силу того, что эта способность сама непосредственно принадлежит самой Реальности.)
Уведомление: К логическим Основаниям Тринитаризма (продолжение: 5.1) | Блог Тринитаризм
О переходе «0″ -> «1″ ничего сказать нельзя, он как бы абсолютно «не мотивирован».
Переход «1″ -> «2-3″ есть акт свободного самосогласованного выбора и самоотдачи и первого о-граничивания – акт Любви.
1. Всегда что-то вновь.
2. Кто сказал, что это – истина?
3. Кто сказал, что то, что до нас дошло не искажено?
4. Реальный Абсолют – это Абсолют нулевого порядка – Молчание. Все остальные лишь Абсолюты по отношению к нашему мышлению. Мы можем их обозначить, но не можем мыслить в тех категориях и отношениях.
По-моему, у вас очень упрощенное понимание и материального, и духовного.
И я так же думаю. Но это не мешает мне думать по поводу Абсолюта, поскольку я его часть. Мое размышление будет неполно ( как и всякое вообще), но это не означает, что этого размышления не должно быть.
Друзья,
в качестве обсуждения хотел бы выразить свое мнение. Давайте вспомним Пифагора:
» Теоремы доказываются умом ( логикой, А.З,), аксиомы познаются разумом ( интуицией, А.З.)». С помощью логических построений можно говорить о вещах материальных. Но о вещах духовных мы обычно рассуждаем. В Бхагавд-Гите в одной из шлок рассуждение на духовные темы приравнивается к медитации и намасмаране- повторению Имени Бога. Это , действительно, одно и тоже.
Вы рассматриваете Абсолют-Целое, наделяя-ограничивая его описаниями-определениями. Абсолюта не может быть ни два ни много. Он только Один, без второго.Так говорят Веды:
«Экам эва адвитьям Брахма»- Есть только один Господь без второго. Потому , на мой взгляд всякие рассуждения на тему Абсолюта некорректны. В китайской Мандале Инь-Янь Абсолют можно увидеть за Пределом самой Мандалы , разделенной на две части. Можно сказть , что Асолюта нет в нашем мире и в тоже время Он незримо присутствует во всем. За каждым событием приведенным к нумерологическому числу всегда стоит Ноль.
Что касается Святой Троицы, то о Ней рассуждают люди, иными словами часть смотрит и судит о Целостности, поэтому и рассуждает о трех Ее Ипостасях.
Дополняя Вадима.
.
Вы – не в контексте (и вне его) концепции Тринитаризма, развертываемой также и в предложенном здесь тексте. Попытаюсь очень кратко обрисовать основные реперные точки, непосредственно относящиеся к данному тексту.
Первейшей и, может быть, единственной, именно в таком статусе, аксиомой является «аксиома» Пресвятой Троицы, как она описана в начале текста (Пресвятая Троица самое по себе).
Эта «аксиома», однако, имеет основания исключительно опытные, бытийно-опытные, но уже на другом уровне, на уровне Логоса (в тексте – Абсолют третьего порядка). Этот уровень есть место исключительной достоверности опытного бытийного знания, – это также есть аксиоматическое утверждение, равное первому.
А дальше – просто опыты логического мышления, но опыты не-спекулятивного характера (назовем его так), поскольку сам процесс мышления принадлежит живой реальности бытия.
Градация Абсолюта – это логическая ретроспекция отмеченной двояко-единой аксиомы (причем под «логикой» здесь имеется в виду производная от Логоса).
.
(Хочу отметить: терминология «часть-целое» здесь совершенно не уместна, поскольку принадлежит другой парадигмальной концепции, здесь уместно «момент-целое»: часть не сопричастна целому (а только – его партикулярный винтик), а момент – сопричастен, и именно поэтому может «иметь разумение» о даже о самом большом Целом (хотя на самом деле, терминологически, здесь надо быть аккуратным, поскольку у «целого» – другое понятие…). Человек может иметь разумение (в самом глубоком смысле этого слова), поскольку у него есть возможность быть сопричастным Свету разума…)
Совсем чуть-чуть подкорректировал в 3-х местах текст:
1. в начале текста «Дух-исходящий-содержащийся, а содержащийся – возвращает Сына к Отцу. А Отец – принимает в себя возвращающихся Сына и Святого Духа.»
2. в предпоследнем абзаце «окруженного вторым, внешним тором (прамiрной инаковостью) с ненулевым внутренним радиусом.»
3. в последнем абзаце «» эта способность сама непосредственно принадлежит самой Реальности.
После долгих очных и заочных обсуждений и промежутков между ними опубликовал 5-ую итерацию.
(Описание Абсолюта третьего порядка здесь не представлено.)